Китайский Новый год и китайский праздник фонарей

Фестиваль китайского кино

Киноцентр «Родина»

www.rodinakino.ru

ул. Караванная, 12

 Вход свободный

С 23 по 27 февраля 2018 года в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль китайского кино. Петербургским зрителям будет представлено 5 фильмов, созданных современными китайскими режиссерами. 

Все фильмы будут показаны на языке оригинала с субтитрами.

Начало всех показов в 19.00

Вход на все показы свободный

Программа Фестиваля китайского кино:

«Дама династии: Ян Гуйфэй»

Режиссёры: Шицин, Тянь Чжуанчжуан, Чжан Имоу.

Фильм расскажет историю знаменитой танской наложницы Ян Гуй Фэй. Юная красавица покорила сердце немолодого императора Сюань-цзуна, и их любовь привела целую династию к гибели.

Дата и время показа: 23 февраля в 19.00

«Мистер Шесть» 

Режиссёр: Гуань Ху.

Лю Е — 50-летний вор в законе, который когда-то царствовал на улицах Пекина. В преступных кругах его называли Лао Пао Эр, что означает «старая пушка». Однажды его непослушный сын из-за девушки ввязывается в конфликт с бандой гонщиков, где все сплошь золотая молодежь. Лю Е вступается за сына, пытаясь усмирить тех своим авторитетом, но молодая поросль и слыхом не слыхивала о таком замшелом пне как Лю Е. Приходится собрать старую банду и указать наглецам их место.

Дата и время показа: 24 февраля в 19.00

«Третий вид любви»

Режиссёр: Джон Х. Ли.

18+

Умница и красавица Цзоу Юй работает в небольшой юридической фирме. Девушка амбициозна, трудолюбива, но от развода ее это не спасло. Ее сестра, напротив, особой сообразительностью не отличается, поэтому пытается покончить с собой из-за безответной любви к миллионеру и наследнику корпорации Линь Цичжэну. Цзоу Юй идет к негодяю разбираться, как он посмел влюблять в себя невинных девушек, и тут происходит невообразимое — тот втрескивается в нее по уши! Цзоу Юй тоже начинает испытывать любовь к Цичжену, а также чувство вины по отношению к сестре. Видимо, не так уж и сильно сестры друг от друга отличаются. 

Дата и время показа: 25 февраля в 19.00

«История о трех городах»

Режиссёр: Мэйбл Чун.

В послевоенном Китае вдовец и вдова, оба с детьми, влюбляются и пытаются обрести счастье в сложные времена.

Дата и время показа: 26 февраля в 19.00

«И горы сдвигаются с места» 

Режиссёр: Цзя Чжанкэ.

Китайский город Фэньян, 1999 год. За юной Тао ухаживают два друга детства, Занг и Лианг. Занг — хозяин бензоколонки, и его ждет радужное будущее, тогда как Лианг работает на угольной шахте. Тао предстоит выбрать одного из двух, навсегда изменив свою жизнь, и жизнь ее будущего сына. Действие происходит между Китаем, переживающим глубокие перемены, и Австралией, воплощающей в себе мечты о лучшем будущем, и охватывает двадцатипятилетней период из жизни героев, повествуя о любви и разочарованиях перед лицом судьбы.

Дата и время показа: 26 февраля в 19.00

Лекции

Место проведения: Международная Академия Музыки Елены Образцовой (Актовый зал)

Невский пр., 35, лит В.

(Вход через центральный портик Большого Гостиного Двора со стороны Невского проспекта)

Количество мест ограничено. Участие возможно только по предварительной записи по телефону (812) 3277256 (в будние дни) или по электронной почте pavlova@cosmos-ltd.ru

Программа лектория:

17 февраля

12.00-13.00 «Made in China. Современный китайский кинематограф»

Лектор: Владислав Пастернак кинопродюсер

13.30-15.00 «Китайский новый год: традиции и символика»

Праздник Нового года в традиционном Китае - это не просто важнейший из календарных праздников годового цикла. Это целый комплекс мероприятий, длящихся более месяца, и затрагивающих все стороны жизни от храмовых ритуалов до гастрономических секретов. Как подготовить жилище к наступлению Нового года, что нужно есть в новогоднюю ночь, какие имеются требования к одежде, что можно и что нельзя говорить и делать в эти дни - всё это и многое другое должно соблюдаться как часть непрерывной культурной традиции, древней, но живой и сегодня, лишь адаптирующейся под новые, диктуемые современностью формы. Новогодние гадания и символика подарков, своеобразие обережных надписей и традиции праздника Фонарей - об этих и других сторонах Праздника весны и расскажет наша лекция.

Лектор: Сторожук Александр Георгиевич заведующий кафедрой китайской филологии Восточного факультета СПбГУ, председатель общества Российско-китайской дружбы в Санкт-Петербурге

18 февраля

12.00-13.00 «Россия и Китай: связь сквозь столетия»

В этом году исполняется ровно 400 лет со дня прибытия в Китай первого русского посланника. С тех пор российско-китайские отношения прошли различные этапы в своем развитии и изобиловали большим количеством разнообразных событий.
В лекции в увлекательной форме будет рассказано о наиболее интересных фактах из истории отношений России и Китая, о том, какое значение для развития наших отношений имела деятельность русских миссионеров, и о том, как русская культура распространялась в Китае, а китайская - в России. Вы узнаете о наиболее ярких примерах сотрудничества двух стран и взаимопомощи двух народов.

Лектор: Самойлов Николай Анатольевич, профессор Восточного факультета, директор центра изучения Китая СПбГУ

13.30-15.00 «Буддийский монастырь на Шелковом пути»

«Шелковый путь» - это караванные дороги, по которым везли драгоценные товары с востока на запад и обратно, но также этими путями следовали пилигримы и монахи, и в первых веках нашей эры началось распространение на восток буддийского учения. На восточной оконечности этих дорог, около заставы на границе Китая, в IV веке был основан пещерный монастырь. Он просуществовал до XIV века как процветающий центр буддийской культуры. За более, чем тысячелетнюю историю монастыря, было вырублено более 400 пещер, которые украшают множество художественных произведений: около 2500 статуй; яркие цветные росписи стен и потолков, выполненные по сухой штукатурке, занимают площадь почти в 45 000 кв. метров. В 1900 г. была обнаружена замурованная пещера с рукописями и иконами – это событие стало одним из самых значительных открытий ХХ века, и послужило началом научного изучения памятников Дуньхуана. В 1987 году монастырь был взят под охрану ЮНЕСКО.

Лектор: Меньшикова Мария Львовна старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции памятников Дуньхуана

Лектор: Меньшикова Мария Львовна старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции памятников Дуньхуана

23 февраля

12.00-13.00 «Взгляд со стороны. Чем живет современный Китай. Театр, люди, города»

Лектор: Леонид Алимов режиссер, актер

13.30-15.00 «Ключ к китайской мудрости: Как выучить язык Поднебесной?»

Для кого-то хобби, для кого-то способ путешествовать без труда, для кого-то помощь в бизнесе, для кого-то дело всей жизни – настолько по-разному отвечают люди на вопрос: «Зачем ты учишь китайский язык?» Но какой бы ни была цель, каждый из них в начале пути задумывался: каким же образом выучить столь непростой, но притягательный и уникальный язык, как разобраться в многообразии учебных материалов, методик и курсов изучения китайского. На лекции мы расскажем вам общую информацию о языке, необходимую для понимания дальнейших шагов, а также поделимся самыми эффективными методиками, чтобы заложить крепкий фундамент ваших знаний.

Лектор: Татьяна Миронова, ассистент кафедры китайской филологии СПбГУ

24 февраля

12.00-13.00 «На них опирается половина неба. О женщине в Китае»

Лектор: Мыльникова Юлия Сергеевна доцент Восточного факультета СПбГУ, директор Института Конфуция в СПбГУ

13.30-15.00 «Злокозненные духи в китайских верованиях»

Новогодняя пора - это всегда время историй о необычном, необъяснимом и загадочном. В русской традиции это в полной мере отражено в святочных рассказах; в Китае есть свои повествования о встрече с потусторонними силами, но герои этих быличек, что не удивительно, по большей степени неизвестны у нас. В пору новогодних вечеров самое время рассказать о героях этих повествований - злокозненных духах китайских легенд. Оборотни и служители преисподней, загробные конвоиры и горные демоны, а также способы защиты от навьих пришельцев, умножения заслуг и накопления богатств в загробных банках - об этом мы и поговорим в один из вечеров китайской новогодней декады.

Лектор: Сторожук Александр Георгиевич заведующий кафедрой китайской филологии Восточного факультета СПбГУ, председатель общества Российско-китайской дружбы в Санкт-Петербурге

25 февраля

12.00-13.00 «Поднебесная пишет. Современная литература Китая»

Сегодня Китай не только одна из крупнейших экономика мира, но и великая литературная держава. Число писателей здесь превышает миллион человек, выпускается более шестисот литературных журналов, действует более пятисот литературных сайтов, а в год выходит более десяти тысяч романов, . При этом более 80% жителей Китая читают художественную литературу - китайскую и иностранную, читают везде - дома, в транспорте, на улицах, в библиотеках. Китайская литература имеет древнюю историю и успешно конкурирует на китайском рынке с иностранными изданиями. Это касается и классики и новейшей литературы. В современной литературе Китая представлены все мыслимые жанры и направления. Большой популярностью пользуются такие писатели как Мо Янь, Лю Чжэньюнь, Би Фэйюй, Цзя Пинва, Ван Мэн, Су Тун, чьи произведения переведены и на русский язык.

Лектор: Алексей Родионов доцент, первый заместитель декана Восточного факультета СПбГУ

13.30-15.00 «Танцующие мыши и резвящиеся драконы: традиция знамений в культуре Китая»

Вера в благие и зловещие знамения с древности являлась важным элементом традиционной китайской культуры. В качестве таковых могли восприниматься любые отклонения от привычного хода вещей - от необычно хорошей погоды до появления поющих камней и рогатых собак. Причины появления знамений объяснялись по-разному: одни считали их воплощениями воли Неба, ниспосланными для критики или, напротив, поощрения правителя, другие - естественной реакцией природы на те или иные изменения в политической ситуации, третьи - предзнаменованием грядущих событий. В любом случае, им всегда придавалось огромное значение: их трактовкой занимались специальные чиновники, им посвящались отдельные трактаты, а ложные сообщения о них карались особыми статьями уголовного кодекса. Лекция будет посвящена различным типам благих и дурных знамений, конкретным случаям их появления, особенностям их трактовки, а также роли, которую они играли в политической жизни древнего Китая.

Лектор: Терехов Антон Эдуардович научный сотрудник Института восточных рукописей РАН

Концерты

19 февраля в 19.00

Концерт классической и фольклорной музыки при участии китайского музыкального коллектива PURAQ и петербургского ансамбля «Эссе-Квинтет»

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга www.capella-spb.ru

наб. реки Мойки, 20

Вход на концерт по пригласительным билетам, которые можно получить на стойке администратора в киноцентре «Родина» (ул. Караванная, 12) или забронировать по телефону 327-72-56 и получить у администратора непосредственно перед концертом.

PURAQ - музыкальный коллектив из КНР, который знаменит своим исполнением в самых разных инструментальных стилях, передающих китайские музыкальные традиции. Художественный руководитель и основатель коллектива Chuen-Fung Wong – доцент музыкальной кафедры в колледже Macalester. Музыканты PURAQ ведут обширную гастрольную деятельность в Азии, Европе и Северной Америке, а также проявляют себя в профессиональной сфере как преподаватели и ученые.

Эссе-Квинтет – яркий, виртуозный и самый титулованный молодой ансамбль народных инструментов России. Коллектив одержал ряд впечатляющих побед на самых престижных мировых конкурсах: в 2012 году впервые в истории Санкт-Петербурга стал Победителем 65 Кубка Мира, лауреатом 1 премии 8 международных конкурсов, проводившихся в России, Италии, Швеции, Франции и Германии, в том числе - четырёхкратным обладателем Гран-При. Отличительная черта – музыкальная образность исполнения, точное попадание в стиль и жанр произведения, будь то классика, авангард, народная музыка, рок или очень популярный сегодня «Сlassical crossover».

В программе концерта прозвучат классические и фольклорные музыкальные произведения Китая и России, а также авторские аранжировки с использованием народных музыкальных инструментов.

22 февраля в 19.00

Оперный концерт

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга www.capella-spb.ru

наб. реки Мойки, 20

Вход на концерт по пригласительным билетам, которые можно получить на стойке администратора в киноцентре «Родина» (ул. Караванная, 12) или забронировать по телефону 327-72-56  и получить у администратора непосредственно перед концертом.

22 февраля в Капелле пройдет оперный концерт в исполнении лауреатов международных конкурсов: солистки из КНР Вань Дань и солистов Мариинского театра – Виктории Ястребовой и Владимира Целебровского в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством  Народного артиста России Станислава Горковенко.

Обладательница знаменитого сопрано Вань Дань – выпускница китайской консерватории, финалистка международного конкурса имени Монтсеррат Кабалье (сентябрь 2010 г.) и лауреат 1-го Конкурса Оперного вокала имени Паоло Кони. Вань Дань принимала участие во многих классических постановках на всемирно известных оперных площадках. В числе ее репертуара арии из опер «Травиата» (Д.Верди), «Богема» (Дж. Пуччини), «Дон Паскуале» (Г. Доницетти), «Волшебная флейта» (В. Моцарт), «Сельская честь» (П. Масканьи), Кармен (Ж. Бизе) и т.д.

Виктория Ястребова. Сопрано. Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания. Лауреат Международного конкурса вокалистов им. С. Монюшко и VI Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова.

Совместно с Ларисой Гергиевой выступала в концертах Академии в Женеве, Лондоне, Вене и Париже. В сезоне 2009/10 дебютировала в Королевском Оперном театре Ковент-Гарден в партии Оксаны в опере Чайковского «Черевички». В рамках своей концертной деятельности исполнила партию сопрано в Реквиеме Верди под управлением Валерия Гергиева в Финляндии, Лондоне и Баден-Бадене, и в Мадриде под управлением Адриана Липера. Проекты последних лет включали в себя запись Восьмой симфонии Малера с Валерием Гергиевым, дебют в «Тоске» в Ла Скала и исполнение «Колоколов» Рахманинова с Симфоническим оркестром BBC в Барбикан-Холле под управлением Семена Бычкова.

Владимир Целебровский. Баритон. Заслуженный артист Республики Карелия. Лауреат международных конкурсов: Terre dei Fieschi (Италия), конкурс камерного пения «Янтарный соловей» (Калининград) и музыкальный фестиваль-конкурс «Три века классического романса». Дипломант Конкурса им. Муслима Магомаева и Конкурса вокалистов Елены Образцовой.

Приглашенный солист Санкт-Петербургского государственного музыкального театра комедии и Мариинского театра.

В программе концерта прозвучат арии из известных опер.

Мастер-классы

Место проведения: Международная Академия Музыки Елены Образцовой (Актовый зал)

Невский пр., 35, лит В.

(Вход через центральный портик Большого Гостиного Двора со стороны Невского проспекта)

Продолжительность каждого мастер-класса 1 час 30 минут

Количество мест ограничено. Участие в мастер-классах возможно только по предварительной записи по телефону 327-72-56 (в будние дни) или электронной почте e.valieva@cosmos-dmc.ru

1. Мастер-класс по искусству вырезания из бумаги.

Даты проведения:

18 и 23 февраля в 13:00, 15:00 и в 17:00

24 февраля в 17:00 и 19:00, 25 февраля в 15:00 и 17:00

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов народного декоративно-прикладного искусства Китая. Недавно он был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. По данным археологов Цзяньчжи берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. С древности создателей бумажных узоров вдохновляли китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни. В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируют стены, двери, окна, лампы и фонари. Также они используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком.

Может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно, но приобщиться к изготовлению бумажных украшений не так сложно. Всё, что нужно, чтобы приступить к занятиям, это лист бумаги, ножницы и хороший преподаватель.

Ведущий мастер-класса: Рассказова Алиса - специалист по народным ремеслам

2. Мастер-класс по каллиграфии

Даты проведения:

17 и 24 февраля в 13:00 и 15:00,

23 и 25 февраля в 13:00, 15:00 и в 17:00

Каллиграфия - один из классических видов китайского искусства, который вместе с китайским языком складывался и развивался на протяжении нескольких тысячелетий. Каллиграфия родилась даже раньше живописи: изначально написание иероглифов было магической техникой, которой владели лишь жрецы-шаманы древнего царства Шан-инь (III тысячелетие до н.э.). По сей день иероглиф в Китае – нечто большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Виртуозно владея кистью и тушью, мастер-каллиграф может не только красиво написать иероглифы в различных стилях и гармонично расположить их на бумаге, но и выразить свой темперамент, характер, эмоции с помощью смены ритма линий, чередования оттенков туши.

Участники мастер-класса узнают об истории каллиграфии, о пяти наиболее известных ее стилях, а также попробуют себя в роли мастеров-каллиграфов.

Ведущий мастер-класса: Ло Лэй - мастер-каллиграф

3. Мастер-класс по росписи вееров

Даты проведения:

18 февраля в 13:00, 15:00 и в 17:00

24 февраля в 13:00 и 15:00, 25 февраля в 17:00

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к глубокой древности (VIII-II вв. до н.э.), однако и сегодня он не утратил своей популярности.

Роспись вееров - это целое искусство, в котором представлены все основные направления китайской живописи. Однако наибольшее распространение все же получил жанр «цветы и птицы» («хуан-няо»). Для этого жанра характерны темы из жизни растений, птиц, насекомых. Художники данного направления передают свое восприятие мира не только с помощью специфических художественных решений, но и через символические значения различных представителей флоры и фауны.

Участники данного мастер-класса узнают интересные факты из истории веера и научатся расшифровывать скрытое символическое значение тех или иных растений, а также получат представление о том, как нанести на веер рисунок, как подобрать цвета и выбрать узор. Они смогут овладеть секретами живописи тушью, что не так уж и просто, ведь каждый мазок, ложась на пористую бумагу, должен быть безукоризненно точным, так как ни стереть, ни поправить его уже невозможно.

Ведущий мастер-класса: Володченко Антонина - профессиональный художник, член Союза Художников России

4. Мастер-класс по росписи китайских фонариков

Даты проведения:

17, 18 и 23 февраля в 13:00, 15:00 и в 17:00

25 февраля в 17:00

Традиционные фонари изготавливают из бумаги или ткани, натянутой на каркас. Обычно они бывают круглой или вытянутой формы, также большой популярностью пользуются четырех- и шестигранные фонари. Многие китайцы собственноручно делают украшения для своего дома, но есть люди, которые превратили это в свою профессию. Мастера соперничают друг с другом в изяществе росписи фонарей, изображая на них популярные сюжеты или загадки.

Ведущий мастер-класса: Володченко Антонина - профессиональный художник, член Союза Художников России

5. Мастер-классы по росписи китайских масок

Даты проведения:

17, 23 и 25 февраля в 13:00 и 15:00 

24 февраля в 17:00 и 19:00

Пекинская опера – самая известная китайская опера в мире. Она сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью столичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера. 

Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации – самые простые. Характеры героев четко распределены. Еще одна особенность китайского оперного театра – грим. Для каждого амплуа существует свои особый грим. Традиционно грим создается по определенным принципам. Он подчеркивает особенности определенного персонажа – по нему можно легко определить, положительного или отрицательного героя играет актер, порядочный он или обманщик.

Значение масок, используемых в китайской опере, может быть тайной для посторонних, однако выбор цвета маски вовсе не является случайным. В чём секрет масок?

В ходе мастер-класса участники смогут узнать о смыслах, которые выражают цвета масок и расписать любую из масок по образцу.

Ведущий мастер-класса: Ло Си - профессиональный художник

6. Мастер-классы по китайскому узелковому плетению

Даты проведения:

17 и 18 февраля в 13:00, 15:00 и 17:00

24 февраля в 13:00, 15:00, 17:00 и 19:00

Во многих культурах Европы и Азии узлам придается особое значение, так как они имеют две смысловые грани. Первое – распускание, отчуждение, высвобождение разных энергий. Второе – это наоборот, связывание, создание, творение, привязывание человека к судьбе.

Китайское узелковое плетение - "Чжунгоцзе" - это традиционный вид рукоделия, где каждый узел имеет свою легенду и название. Издавна мастера чжунгоцзе создавали два вида изделий: это талисманы, призванные приносить удачу, любовь, достаток, счастье, а также элементы декора одежды. Каждое изделие было уникальным и делалось специально к какому-то важному событию в жизни - свадьбе, новоселью, праздникам. Сегодня изделиями в технике узелкового плетения принято украшать квартиры, магазины и офисы в канун праздника Весны. Они придают интерьеру особую торжественность и национальный колорит.

Участники мастер-класса узнают о символическом значении узлов, научатся создавать базовые элементы, а также сделают традиционные новогодние украшения.

Ведущий мастер-класса: Рассказова Алиса - специалист по народным ремеслам

7. Мастер-классы по росписи керамики

Даты проведения:

24 и 25 февраля в 13:00 и 15:00

Китай подарил миру множество открытий. Основные из них: компас, шелк и порох, бумага и безусловно фарфор. Появился данный вид керамики впервые  в начале VII века нашей эры, во время правления династии Tang (Тан).

По мнению китайцев фарфор должен иметь именно голубой цвет, отождествляясь с голубым небосклоном, омытым дождем. Приемлемым также считался белый, зеленый цвет изделий из фарфора. Помимо цвета фарфор должен быть звонким, будто гонг, быть прозрачным как стекло и иметь толщину не более бумажного листа.  Особенно ценилась роспись фарфоровых изделий от различных оттенков синего цвета в более ранние  периоды до различных примеров в последующие периоды с использованием всего многообразия цветовой палитры.

Участники мастер-класса узнают семь загадок китайского фарфора, смогут рассмотреть эволюцию фарфора в контексте мировой культуры и расписать изделие с использованием традиционных китайских мотивов.

Ведущий мастер-класса: Оксана Хухрина - профессиональный художник.